Вы находитесь:
Верно Неверно
Звонок по России бесплатный
8 800 550 1524

Статьи

Родителям 894

Воспитание ребенка: как уберечь его от наркотиков и алкоголя

Российский врач, психиатр-нарколог С. Н. Зайцев, много лет занимается изучением такого явления, как формирование зависимого поведения личности, и разрабатывает основанные на этом явлении методы лечения. Он утверждает, что достаточно с малых лет воспитать в человеке эгоизм и дать ему ложное представление о мире, ложные ценности, и в будущем такой человек скорее всего будет зависимым от алкоголя или наркотиков.

Воспитание ребенка: как уберечь его от наркотиков и алкоголя


При разговоре о воспитании ребенка, как правило, говорят о том, как следует с ним говорить, как решать те или иные вопросы. Безусловно, следование этим советам психологов положительно влияет на психику и развитие личности ребенка.
Но мало кто затрагивает глобальный вопрос о том, почему разговор с ребенком следует вести именно так, что в противном случае может с ним произойти. Таким образом, не все родители понимают всю ответственность за свои слова, действия, в бытовой жизни часто забывают о том, как лучше вести себя с ребенком. Родители нередко действуют эмоционально, не задумываясь, что в итоге не всегда верно.

При определенном воспитании в ранние годы жизни у человека вырабатывается зависимое (аддиктивное) поведение. Он легче других попадает в секту, более склонен к алкоголизму или наркомании, а также трудоголизму, игромании и любым другим зависимостям.
Психологи установили, что такое зависимое поведение появляется чаще всего у тех, кто рос в «нездоровой семье». Это семьи, где родители страдали химической или другой зависимостью, где имело место жестокое обращение с детьми, также неполные семьи или те, где долгое время жил неизлечимо больной человек.

Механизмы влияния на психику ребенка

Почти каждый человек, выросший в нездоровой семье, скажет, что у него было счастливое детство и будет с теплотой вспоминать его события. Ребенок умеет радоваться любому моменту своей жизни, потому как ничего другого он и не знает.
А между тем ошибочные действия и слова родителей незаметно для самого ребенка влияют на его психику.

В процессе формирования зависимого поведения большое значение имеют чувства ребенка и возможность его самовыражения. В здоровой семье взрослые и дети находятся в равных положениях, имеют равные обязанности, права и одинаково получают внимание от каждого ее члена. Ребенок имеет возможность говорить с родителями, высказывать свое мнение, делиться чувствами и эмоциями, а не копить их в себе. В нездоровой семье ребенок такого внимания не получает, его мнение не учитывается. Это важно, поскольку так ребенок начинает копить невысказанные, невыраженные эмоции, чувства в себе. Позже у него обязательно появится потребность от них избавиться, только это произойдет уже в иной, несколько извращенной форме.

Не выражая чувства, в эмоциональном плане ребенок, словно большое водохранилище, набирается «водой». Но в какой-то момент «плотину» прорывает, «вода» выходит из берегов, разрушая все на своем пути, а человек остается опустошенным, разоренным. 

Типы нездоровых семей и их влияние на ребенка
 
Семья, где один или оба родителя страдают зависимостью.
Вся деятельность ребенка зависит от их настроения, которое невозможно прогнозировать, следовательно –  что-либо планировать. Ребенок живет в очень нестабильных условиях и всегда вынужден подстраиваться под них, не имея возможности реализовывать свои желания, выражать чувства. Он не получает необходимого внимания, поскольку в таких семьях оно сконцентрировано вокруг больного алкоголизмом или наркоманией человека. В попытках скрыть негативную сторону родителя с зависимостью ребенку дается ложное представление о родителе и о мире в целом.

Семья с неизлечимо больным родственником.
Это может быть как ближайший член семьи, так и дальний родственник. Все внимание родители, как правило, уделяют ему, а не ребенку, подстраиваются под режим питания, жизнедеятельности больного. На ребенка возлагается некоторая ответственность за здоровье  этого родственника. В таких обстоятельствах чувства и желания ребенка второстепенны, а часто и не важны для родителей.

Авторитарные родители.
В таких семьях хотя бы один родитель диктует ребенку свои правила, строгие модели поведения, требует полного подчинения и послушания, не учитывая чувства ребенка. В процессе воспитания,  родителям, ориентирующимся на свои эмоции, теряющим терпение,  часто кажется, что проще забрать ребенка с детской площадки, чем договориться уйти вместе. Кажется, что можно запретить ребенку с кем-то дружить, заставить заниматься тем, что ему совсем не нравится. Под давлением авторитарного родителя ребенок копит свои чувства. В какой-то момент он найдет способ выражать их, избавиться от давления, напряжения, но, как правило, уже причиняя вред себе или родителю.

Неполная семья.
В таких семьях часто встречаются два полярных варианта поведения родителя

  • В первом случае все внимание уделяется ребенку, таким образом в нем воспитывается эгоизм. Родитель строит за своего ребенка планы, возлагая надежды, не учитывает его чувства и желания. Позже, как правило, случаются разочарования из-за неоправданных надежд. Разочарования негативно сказываются на психике ребенка. 
  • Вторая модель поведения родителя в неполной семье – равнодушие по отношению к своему ребенку. Бывает, родитель слишком занят своими делами, личной жизнью и также совершенно не проявляет интереса к чувствам ребенка, не давая ему возможности высказаться, поделиться переживаниями, впечатлениями.


В таких нездоровых семьях для воспитания детей пусть неосознанно, но выбирается модель взаимодействия родителя и ребенка, которая и формирует зависимое поведение. 
  • Гиперопека – ребенка лишают самостоятельности, не давая возможности принимать решения, брать ответственность за свои действия, лишая возможности самому преодолевать возникающие трудности.
  • Авторитарный – от ребенка требуют соответствия некоему идеалу, в то же время не давая возможности что-то решать самому, реализовывать свои желания.
  • Равнодушный – родители не уделяют внимания ребенку, не интересуются его переживаниями, интересами, чувствами.
  • Непостоянный – у родителей стабильно меняется настроение, его невозможно прогнозировать, они регулярно меняют планы ребенка, не зависимо от того, чего хочет он.


Результат воспитания в «нездоровой семье»

Когда с детских лет человек не имеет возможности выражать эмоции, у него развивается такая черта, как гиперчувствительность.
Любые положительные события он воспринимает очень эмоционально, по этому поводу непременно хочется устроить праздник. Гиперчувствительный человек неудачи также воспринимает очень эмоционально. В то время, как у другого человека какие-то события могут только испортить настроение, для гиперчувствительного человека это выглядит как катастрофа, провал, вызывает сильное чувство тревоги и провоцирует депрессию. 
Если человек рос в культуре, где каждый праздник сопровождался приемом алкоголя, на вечеринках употребляли наркотические вещества, велика вероятность, что такой человек начнет употреблять психоактивные вещества каждый раз, когда будет происходить что-то хорошее. То же самое он будет делать при неудачах, в плохом настроении, ведь уже давно алкоголь и наркотические вещества стали неотъемлемой частью его жизни.

Гиперчувствительному человеку такие перепады настроения необходимы, он привык жить в эмоционально нестабильной среде. Когда настроение держится на одном уровне, жизнь кажется ему неполноценной. С каждым разом ему необходимо получать больше и больше эмоций, как позитивных, так и негативных. Это, в свою очередь, провоцирует его на употребление психоактивных веществ, доводит до состояния «наркогенной готовности».

Воспитание в «нездоровой семье» также формирует у человека такие черты характера, как перфекционизм и идеализм.
Неверное восприятие мира, его идеализация всегда связаны с разочарованиями. Замечая несправедливость, жестокость этого мира, дети не принимают его, не желают быть его частью. В то же время к себе они предъявляют завышенные требования, стремятся к некому идеалу, которого не в состоянии достичь. Перфекционизм не дает человеку получать удовлетворение от того, что он делает. Даже если человек показывает отличные результаты в учебе, работе, он все равно винит себя за какие-то пороки, ему кажется, что могло бы быть и больше.  Все это создает сильное внутреннее напряжение, с которым человек часто не в силах справиться.
В той или иной степени идеализм, перфекционизм, гиперчувствительность встречаются у многих людей. Но именно совокупность этих трех качеств во многом и формирует зависимое поведение.
Знание психологии ребенка, его реакции на те или иные действия родителей, внимание к ребенку поможет взглянуть на проблему появления зависимости в целом. Родители, осведомленные в этом вопросе, смогут скорректировать некоторые свои стили взаимодействия с ребенком, чтобы не допустить печальных последствий в его будущей жизни, ведь зависимость от чего-либо зарождается в человеке с самого детства.

Подписаться на еженедельную рассылку
Вам интересны специальные спец предложения и акции? Вы хотите получать только самую свежую информацию по лечению зависимости?
Зарегистрироваться
Быстрая регистрация Наш менеджер свяжется с Вами для совместного заполнения карточки клиники
TOP