Звонок по России бесплатный
8 800 550 1524

Статьи

Родителям 1637

Может ли семья повлиять на развитие наркотической или алкогольной зависимости у ребенка?

В 2009 году на сайте Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСНК) был проведен опрос насчет семей людей, которые стали зависимыми от наркотиков и алкоголя. В опросе участвовало около ста двадцати человек. Первой частью опроса были анкетные данные о возрасте, поле, образовании, статусе в социуме, но основные вопросы, все же касались семьи и ее влияния на рост личности опрашиваемых.

Может ли семья повлиять на развитие наркотической или алкогольной зависимости у ребенка?

Какие же могут быть причины «поломанной, неправильной семьи»?!

Ученые психологи пришли к выводу, что одной из главных причин по которой возникает зависимость – это наличие любой другой зависимости. То ли алкогольная, наркотическая, или же психотропная, причиной зависимости является воспитание ребенка в неблагополучной семье или же неправильный подход к его воспитанию.
Семьи подобными проблемами называют «дисфункциональными». «Дисфункция» происходит от латинского и означает «нарушение» и «деятельность». То есть это определенная деятельность, которая влечет за собой определенные нарушения и расстройства. Это те семьи, где поведение родителей препятствует здоровому формированию личности их детей. Это те семьи, где всего один родитель, то есть нестандартная семья, это могут быть родственники, где хотя бы один из взрослых зависим, не редко это химически зависимые родители. Также, если родители позволяют себе физическое насилие или психологическое давление на ребенка, или наоборот полное игнорирование, отчужденность родителей от своего чада, все это приводит к дисфункции. Также в ходе опроса выявились такие признаки, как наличие тайны в семье, какие-то сведения, запертые где-то глубоко в стенах семьи.
Можно сказать, что все эти случаи объединяет то, что тут полностью игнорируются или ущемляются чувства ребенка, его развитие физическое и психическое находится под ударом. Грубо говоря, родители самостоятельно уродуют своих детей, и подвергают их «естественной неестественной мутации». Ребенок в такой семье развивается не гармонично, в осознанном возрасте, когда дети не получают должного внимания их взгляды на жизнь складываются сквозь «грязную» призму, они не способны фильтровать свои чувства и поведение. Не получая должного внимания от родителей ребенок ищет их на стороне, эти щемящие чувства он хочет заслонить, прикрыть, убить в себе, и в игру вступают те самые химические вещества, отдаляющие человека от внешнего мира. Поэтому, логическим выводом становится то, что воспитание в таких семьях, неправильных, неполных, неблагополучных – дисфункциональных, в дальнейшем дети зачастую подвергаются зависимости.
Основной средой исследования были семьи, где существовало место потребления наркотиков как нормальное явление. В ходе опроса химически зависимых, стало известно, что большая их часть выросла в семьях алкоголиков, где эта «традиция» передается из поколения в поколение.
В книге «Психология ранней наркомании», авторы С. Березин и К. Лисецкий говорят, о семьях, где пристрастия к алкоголю или другим наркотикам передаются наследственно, также существует большой риск заболевания их детей. Этому могут предшествовать как генетический фонд, так и само окружение, внутренняя среда семьи. Как пример, дети, которые родились в семье химически зависимых, или даже в том случае если ребенка усыновили (и нет генетической связи), риск стать алкоголиком во много раз выше, нежели у тех детей, которые родились в нормальных семьях. Ребенок полностью копирует действия своих родителей, если они в течение своей жизни систематически употребляют алкоголь при ребенке (не обязательно алкоголики), или прибегают к другим наркотическим веществам дабы расслабиться, все это сказывается на мировоззрении ребенка.
Не всегда дети алкоголиков становятся зависимыми именно от алкоголя или наркотиков, у них может образоваться другая зависимость, которая разрушила их психику. Это может быть ненависть к себе, апатия, асоциальность, склонность к суициду и другое.
Изучением проблемы дисфункциональных семей и их детей занималось  и занимается много психологов и психиатров, в их числе А. Цаплин, В. Москаленко, В. Целуйко, М. Буянов, Л. Шнейдер, И. Кибальченко, И. Братусь, В. Колесов, Н. Коровин.
Книга, вошедшая в список лучших книг по психологии - «Внуки алкоголиков», автора Энн У. Смит, раскрывает результаты исследований, проводимых с людьми, которые воспитывались  алкоголиками или наркоманами. Э. Смит утверждает, что 90% прошедших исследование, говорили, что в домашней среде у родителей, несмотря на алкогольную зависимость, имелись и другие. Также, 75% алкоголиков не знали и не подозревали о наличии зависимости у своих родственников или же не признавались, что родители имели такую зависимость. Иногда таким детям внушали, что их семейная жизнь совершенно обычная, нормальная или даже лучше остальных, что они счастливы, их родители идеальные и тому подобное.
По результатам проведенного исследования 45% анкетированных заверяли о злоупотреблениях алкоголем в их семье, чаще всего это были братья и отцы. Интересным фактом было то, что из шестидесяти одного упомянутого родственника алкоголем злоупотребляло сорок три мужчины и всего восемнадцать женщин. Женщины по своей физиологии реже подвержены алкогольной или наркотической зависимости, но их сложнее излечить от нее.
Около 60% опрошенных росли в неполной семье, у сорока был некий занавес, запретная тема, которую никто не обсуждал (что очень давит на ребенка). В 12% случаев в семье был смертельно больной родственник. А 85% опрошенных говорят о частых физических расправах со стороны родителей или их так называемых «друзей».

Принцип воспитания ребенка

Когда мы говорим о принципах воспитания детей, сразу хочется процитировать американского психолога Дорис Лоу Нолт:
«Если ребенок окружен критицизмом, он учится обвинять, если ребенок видит враждебность, он учится драться, если над ребенком насмехаются, он учится справедливости. Если ребенок чувствует себя в безопасности, он учится верить, если ребенка принимают и обращаются с ним дружелюбно, он учится находить любовь в этом мире».
 Дети по своей натуре очень чисты, восприимчивы и нежны. Только демократичное воспитание взрастит самодостаточную, зрелую, умственно сформировавшуюся личность. В случае если родители прислушиваются, уважают ребенка, позволяют делать выбор, не включают гиперопеку, то дети вырастают личностями.
Из всех опрошенных 40% воспитывались в авторитарном режиме, где ребенка контролировали, ущемляли, не позволяли принимать собственные решения, где взросление проходило «из-под палки». 30% – в вольном, где ребенок полностью отдавался сам себе. 20% – при сверхопеке, где ребенок находится в постоянном контроле, ему и шагу самостоятельно не дают ступить, такой режим полный антипод авторитарному, но также негативен.
Авторитарный режим и режим сверхопеки можно считать психологическим насилием над ребенком. В таких условиях воспитывались 60% опрошенных. В ходе исследования был задан вопрос:
«Ощущали ли Вы давление со стороны своих родителей, предоставляли ли они Вам право выбора и чувство свободы?»
30% утверждали, что ощущали гиперконтроль, 43% – изредка подвергались давлению и 27% – никогда не ощущали заботы и опеки родителей (это могут быть дети, воспитывающиеся в вольном режиме).
В книге Сергея Белогурова, психиатра-нарколога, «Популярно о наркотиках и наркоманиях» имеется раздел, где собран список факторов-причин наркомании:
  • Воспитание ребенка в неполной семье.
  • Систематическое отсутствие родителей в связи с работой.
  • Гиперопека за нездоровым ребенком.
  • Химическая зависимость близких родственников.
  • Неподобающее поведение родственников.

Не лишним будет добавить в этот перечень:
  • Длительные болезни родителей (психические расстройства или депрессии).
  • Смерть или уход одного из родителей и не возможность управится с утратой вторым.
  • Физические и психологические издевательства в семье.
  • Усыновление, но не полное принятие ребенка семьей.

В большинстве случаев дети подверженные воспитанию по первым трем пунктам С. Белогурова вырастают социально не активными, безответственными, не имеющие целей, задач и прерогатив в жизни. Также в книге, «Психология ранней наркомании», авторов С. Березина и К. Лисецкого, говориться о том, что если родители не ставят детям никаких границ и четких правил поведения, и в результате дети «гуляют сами по себе» или наоборот если дети подвержены исключительному контролю, то впоследствии, подростки чаще склонны преступать закон и относиться к нему наплевательски. Как следствие все они не уважают правила и склонны к зависимостям.
В заботливых семьях, где родители прислушиваются к ребенку, слушают его, где налажены здоровые отношения, влечет за собой предупреждение нарушений и тяги детей к алкоголю и наркотикам.

Подписаться на еженедельную рассылку
Вам интересны специальные спец предложения и акции? Вы хотите получать только самую свежую информацию по лечению зависимости?
Зарегистрироваться
Быстрая регистрация Наш менеджер свяжется с Вами для совместного заполнения карточки клиники
TOP