Звонок по России бесплатный
8 800 550 1524

Статьи

Лекции 1187

Формирование силы воли

Волевое поведение возникло в результате конфликта между желанной целью и трудностями ее достижения. По степени осознанности цели разделяются: влечения, желания, хотения.

Формирование силы воли
По определению Рубинштейн, волевое поведение – это сознательное и целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет планомерно стоящую перед ним цель, подчиняя свои им пульсы сознательному контролю. Волевое поведение возникло в результате конфликта между желанной целью и трудностями ее достижения. По степени осознанности цели разделяются: влечения, желания, хотения.
Влечение – потребность еще неосознанная и не имеет конкретного предмета. При осознанности и опредмеченности цель перерастает в желание.
Желание тесно связано с воображением.
Воображение может помешать реализации желания (желание – пожелание).
Хотение: существует цель, направленность на ее реализацию, оценка средств для ее достижения, вера в достижение (предпосылка волевых действий). Волевое поведение характеризуется:
1. начиная с побуждения, в основе которого лежит потребность;
2. направленность на осознание цели;
3. сознательно осуществляется.

4 фазы волевого акта:

  1. Формирование побуждения.
  2. Борьба мотивов.
  3. Принятие решения.
  4. Достижение цели (акт исполнения).

На этапе борьбы мотивов волевой акт становится интеллектуальным процессом, человек начинает прогнозировать последствия и с их учетом организует свою деятельность.
Возможность 3 этапа подразумевает сформированность в человеке чувства ответственности.

3 способа принятия решения:

  1. свернутое решение при отсутствии борьбы мотивов;
  2. принятие решения как единственно возможного для достижения поставленной цели;
  3. данный мотив принимается как единственно целесообразный. Сопровождается чувством усилия, осознанностью.
Главная роль в формировании волевых качеств принадлежит нравственным качествам.
Поведение ребенка всегда должно осуществляться в соответствии с его желаниями (не должно быть страха перед наказанием). «Ребенок должен делать то, что хочет, но хотеть он должен то, что хочет воспитатель» (Руссо).
Важное значение приобретает образец, воспитание нравственных привычек, организация жизни ребенка (наглядное и каждодневное сочетание моральных норм и требований и нравственных чувств). 

Ранний дошкольный возраст формирования предпосылки волевого поведения, акцент на активности формирования представления (мотивирующие представления): ребенок может длительное время заниматься поиском предмета, не имея этого предмета перед собой. Это является 1 этапом в формировании воли (Бажович). До этого ребенок был во власти ситуативного поведения; ребенок способен действовать вопреки.
Он начинает руководствоваться своим собственным стремлением и взрослый должен это учитывать, иначе возникнет негативизм. Это связано с концентрацией эмоционального отношения к требованию со стороны взрослых людей, которые мешают проявлять потребность ребенка в самостоятельности. Сама эта потребность порождает мотивационную потребность. А) родители могут относиться к ребенку как к маленькому; б) перестроить свое отношение к ребенку, дать простор для самостоятельности.
Важно, чтобы ребенок был равноправным участником семейной жизни. Ребенок должен предвкушать «+» эмоциональную окраску полученного результата. Волю формирует игра по правилам.

Младший школьный возраст: социальная ситуация развития – это совокупность обстоятельств жизни и развития ребенка. Усиливается развитие всех определенных функций: резко развивается восприятие, затем память, в дошкольном – воображение, в младшем школьном – произвольность. Это формирование обеспечивается внутренней позицией школьника.
Задание данного этапа:
  1. Воспитание «+» отношения к своему новому социальному положению.
  2. Воспитание к познавательным интересам.
  3. Воспитание качеств, которые принимают участие в произвольном поведении.
Удачная учебная деятельность определяется 2 типами мотивов:
  1. мотивы, связанные с принятием позиции школьника;
  2. мотивы, идущие от самой учебной деятельности.

Подростковый возраст: 
  1. в большей мере требуется самостоятельность
  2. предъявление системы повышенных требований и ожиданий
  3. дети стремятся войти в группы и подчиниться их законам
  4. появление многих интересов
Все это предъявляет большие требования к управлению своим поведением. При аргументировании своего поведения подростки ориентированны на поведение, которое характеризуется «+» эмоциональной окраской. Появляется потребность самоопределения.
  • Сознание и самосознание.
  • Сознание, осознание и знание.
  • Личное и общественное сознание.
  • Самосознание и самооценка.
  • Формирование самосознания.
  • Понятие бессознательного.
  • Феномен установки.

Сознание – это психическое явление; способность целенаправленность психического отражения действительности, общественно-развитым человеком. Сознание представляет собой функцию человеческого мозга, сущность которого заключается в обобщенной целенаправленности и осуществлении в речевой форме активности отражаются и изменения внешнего мира. Сознание обязательно подразумевает эмоциональную оценку действительности и является идеальной формой деятельности, ориентированной на отражение и преобразование действительности. Сознание – знание о внешнем и внутреннем мире. Жизненный смысл сознания заключается в возможности ориентации в этом мире, в утверждении себя в нем, в познавании и преобразовании этого мира с помощью совместной практической деятельности.

Подписаться на еженедельную рассылку
Вам интересны специальные спец предложения и акции? Вы хотите получать только самую свежую информацию по лечению зависимости?
Зарегистрироваться
Быстрая регистрация Наш менеджер свяжется с Вами для совместного заполнения карточки клиники
TOP