Химическая зависимость и мышление
Употребление психоактивных веществ отрицательно влияет на все сферы психики, в том числе и на мыслительную. В ней происходят следующие изменения: пропадает способность к абстрактному мышлению (способность отвлеченно посмотреть на жизненную проблему, проанализировать не «вваливаясь» в нее); разрушаются способности к логическому мышлению (мышление становится мифологизированным, человек полагается не на логический анализ, а на верования, человек мыслить «лозунгами»; сама логика становится детской); появляется зацикленность (возвращающиеся мысли), мышление становится хаотичным, путанным; взгляды на жизнь становятся ригидными, трудноизменяемыми; характерен переход в фантазии, «диалоги» в голове; повышается склонность к негативному мышлению (видеть во всем больше негатива тупиков) и т.д.
Химически зависимому человеку с таким мышлением практически невозможно прекратить свое употребление, так как из-за нарушений в мышлении он: неспособен увидеть свою проблему, логически проанализировать ее; он переводит проблему зависимости из разряда задачи, которую необходимо решить, в плоскость мифологии; к нему возвращаются навязчивые мысли об употреблении; его взгляды на употребление сложно изменить; вместо решения проблемы он фантазирует о ее решении, а из-за хаоса в голове самого решения он увидеть не способен и др. Если же употребление удалось прекратить, то все равно, нарушения в мышлении не позволяют человеку полноценно жить трезвой жизнью, получая от нее радость, так как он неспособен решать жизненные задачи, его проблемы накапливаются, неправильное мышление ведет к накоплению стресса и негативных эмоций, понижают самооценку и т.д.
В таком случае «исцеление» мышление является одним из важных направлений выздоровления. У химически зависимого, восстановившего способности к здравому мышлению, уменьшается опасность рецидива и он в большей степени может получать удовлетворение от трезвой жизни.
Мыслительный процесс
Мышление – это процесс объективной оценки и анализа ситуации, а также синтеза выводов о ней.Есть несколько уровней мышления – автоматическое и осознанное. Автоматическое – это когда человек привычно мыслит в соответствии с усвоенными шаблонами. Осознанное мышление – мышление, при котором человек опирается на логику, творчество, объективный анализ и т.д., то есть которое происходит вне зависимости от усвоенных ранее шаблонов.
Процесс мышления можно условно разделить на три этапа: оценки, анализа, синтеза.
Первый этап – предварительная оценка ситуации. На этом этапе происходит сбор объективной информации о ситуации. Основным нарушением на этапе оценки является искажение объективности информации вследствие влияния психологических защит. Так, например, алкоголик или наркоман вследствие действия защиты отрицания может просто не видеть своей проблемы зависимости, и как следствие не начинать ее решать. Поэтому условием восстановления способностей объективно видеть реальность является работа с психологическими защитами.
Второй этап – анализ собранной информации. На этом этапе информация логически анализируется и обрабатывается. Основные нарушения на этом этапе: автоматический анализ на основе шаблонов, отсутствие способностей к логическому мышлению, влияние эмоций на процесс анализа, неспособность к абстрактному восприятию ситуации, и др. Вследствие таких нарушений зависимый неспособен проанализировать проблему зависимости, видит проблему не там, где она есть (к примеру, считает что корень проблемы в употреблении, а не то, что проблема в личности, а употребление является следствием). Поэтому для выздоровления необходимо учиться осознанному творческому мышлению (не основанному на шаблонах), логическому мышлению, разграничивать эмоциональную оценку и рациональный анализ, учиться смотреть на ситуации абстрактно.
Третий этап – синтез решений (выводы). На этом этапе мыслительного процесса на основе проанализированной информации принимаются решения и делаются выводы. Основными нарушениями этого этапа являются: отсутствие способностей к синтезу, влияние мотиваций на процесс синтеза (решаю то, что хочется, а не то, что логически следует) и др. Вследствие этих нарушений зависимый оказывается неспособным принять решение выздоравливать, спланировать свое выздоровление и придерживаться этого плана и корректировать его при необходимости.
Ошибки мышления
Ошибки в мышлении – это усвоенные в процессе жизни (чаще всего с детства) неправильные (ошибочные) способы оценки действительности, анализа, синтеза и т.д. Эти ошибки мешают объективно оценивать реальность, делать выводы и приводят к негативным эмоциям, ошибочным действиям, мешают жить.
Ужастификация.
Сверхобобщения.
Черно-белое мышление.
Негативизм.
Сверхатрибуция (приписывание причин).
Нарушения мышления, памяти и потеря ситуационного контроля
Эйфорическая память – эффект, когда зависимого захватывают положительные воспоминания о прошлых позитивных моментах употребления. Временная амнезия – эффект, когда зависимый забывает о негативных последствиях употребления. Оба этих эффекта являются нормального свойства человеческой памяти забывать плохое и помнить хорошее. Однако если человек не будет помнить о негативных последствиях употребления и помнить о хороших, он, скорее всего, начнет употреблять. Профилактики эйфорической памяти и временной амнезии помогает выполнение специальных заданий по анализу прежнего употребления (например, задания 1-го шага в программе «12 Шагов»), истории других выздоравливающих о своих срывах, напоминание себе негативных последствий употребления и т.д.
Помутнение сознания – временное «отключение» способности логически мыслить, вследствие чего человек начинает употреблять (а потом не может объяснить себе, зачем он это сделал). Одержимость – сознанием настолько овладевают мысли об употреблении, что противостоять им нет силы. Профилактике помутнения сознания и одержимости могут помочь: обучение практичному логичному мышлению (например, с помощью дневника самоанализа), выполнение специальных заданий по выявлению и исправлению ошибок мышления, общение с выздоравливающими с большими сроками трезвости.
Вытеснение – забывание всего, что связано с зависимостью и выздоровлением (человек начинает жить как обычный, независимый человек). И также, как и обычный человек, он может начать употреблять, просто забыв, что это опасно. Профилактике вытеснения помогает: напоминание себе о своей зависимости, посещение собраний взаимопомощи, чтение литературы по зависимости и др.
Исцеление мышления. Правило «ООО».
Здравым мышлением является мышление: объективное, логичное, без ошибок, разделенное с эмоциями и желаниями, без влияния психологических защит, в котором проявляются способности к анализу, синтезу, абстракциям и т.д.
Исцелению мышления помогают: ведения дневников самоанализа (в котором анализируется мышление и его ошибки), анализ-планирование (действий, дня и т.д.), письменный анализ ситуаций, проблем и т.д., специальные упражнения на развитие практического мышления, чтение специальной литературы и т.д. Также исцелению мышления помогает общение с более «здравомысленными» людьми и «копирование» их способов размышления, взглядов на жизнь и т.д.
В практике для работы с мышлением помогает правило «Осознанность, Ответственность, Оценка». Осознанность – следует остановиться и осознать свое мышление. Ответственность – взять ответственность за свое мышление на себя «Меня никто не заставляет так думать, все мои автоматические мысли являются просто следствием привычек думать подобным способом в подобных ситуациях». Оценка – оценить пользу и вред подобного мышления в данной конкретной ситуации, ошибочность этого мышления, и какое мышление будет наиболее здравым и полезным в данной конкретной ситуации.