Зависимость – следствие воспитания
По мнению авторитетных профессоров психологии, зависимость в человеке развивается еще до того, как он попробовал наркотик, алкоголь или другие средства изменения сознания. В процессе формирования личности проявляется зависимое (аддиктивное) поведение, когда человек доступными ему средствами старается уйти от реальности, и он постоянно чувствует необходимость этого. Такое поведение и есть корень проблемы наркомании, алкоголизма, и закладывается он в еще в детстве. Появлению зависимого поведения способствует не только определенное общение родителей с ребенком, но и общество, в котором он живет: детский сад, школа, компания приятелей и знакомых. Можно сказать, что наркомания и алкоголизм – это проблема как отдельно взятой личности, так и социума в целом. Это крепко связанные, неразрывные понятия в вопросе воспитания.
При этом следует понимать, что если человек попробовал наркотик, не факт, что он станет зависимым наркоманом. Так же, если подросток выпил с друзьями на вечеринке алкоголь, еще не значит, что он станет алкоголиком. Зачастую это всего лишь исследовательский интерес ребенка. Зависимость как болезнь – это не результат употребления определенных веществ, а последствие неравноценного развития личности.
Воспитание ребенка: как спасти его от зависимости
Изучая проблему возникновения зависимости, психологи определили некоторые базовые условия воспитания ребенка, которые помогут сформировать полноценную личность без зависимого поведения.
В первую очередь следует понимать, что у любого человека, даже самого маленького, есть «три кита», которые в равной степени влияют на его жизнь. Это свобода, личность и ответственность. Этих «китов» следует выращивать в ребенке с ранних лет:
-
позволять ему чувствовать себя свободным как в действиях, так и в выражении чувств, эмоций;
-
развивать личность;
-
давать почувствовать и брать на себя ответственность за свои действия.
Безусловно, следует различать свободу и вседозволенность, всестороннее развитие личности и интенсивную учебную нагрузку, реальную ответственность за свои действия и боязнь наказания за неугодные поступки.
Родители, учителя зачастую бессознательно своими действиями, своим воспитанием подталкивают ребенка к появлению зависимости. Это выражается в словах, фразах, которые они ему говорят. Они сами росли в такой системе, они сами в детстве слышали эти же слова от своих родителей. Но каждый человек идет по своему индивидуальному жизненному пути, имеет свой, неповторимый набор личностных качеств. Когда к этому добавляются ошибки в воспитании, значительно возрастает вероятность появления зависимости.
Воспитание в семье
Полноценная семья – это важно для ребенка, но, к сожалению, не гарантия того, что ребенок впоследствии не станет зависимым. Говоря о воспитании ребенка в семье, психологи-наркологи рекомендуют придерживаться некоторых правил:
-
Не следует оценивать ребенка, лучше позволить быть ему самим собой. Нужно любить его таким, какой он есть. Когда ребенок чувствует, что не оправдывает ожидания своих родителей, он становится зависимым от этого мнения. Так же как и родители, он не принимает себя таким, какой он есть, не раскрывает свои способности. В результате не может сделать что-либо без страха, что его плохо оценят и перестанут любить. Он становится зависимым от их мнения, не может самостоятельно принимать решения и не развивается полноценно как личность. Чтобы ребенок был открытым, доброжелательным, устойчивым в конфликтах, родителям следует любить его без каких-либо условий и дать ему понять это. Ребенок, родители которого принимали только ту его сторону, которая им нравилась, вырастает с таким же отторжением себя самого. Это провоцирует на разрушительные действия по отношению к себе и желание найти внутреннюю гармонию, используя наркотики и алкоголь.
-
Любите ребенка, но не забывайте о себе, без какого-либо чувства вины. Ребенок – это не жертва, а часть жизни родителей. И хотя нам кажется, что мы даем детям лучшее, делая их центром своего внимания, но по факту это часто ведет к негативным последствиям. Когда родитель не забывает о своих чувствах, волнениях, переживаниях и делах, ребенок учится понимать, что вокруг него есть другие люди, с чувствами и мнением которых нужно считаться. Здесь-то и закладывается граница между свободой и вседозволенностью.
-
Не требуйте от ребенка многого, тем более когда у него не хватает способностей соответствовать этим требованиям. Привычная для многих фраза «Будешь хорошо себя вести, куплю новую игрушку» зачастую побуждает ребенка не к хорошему поведению, а к его имитации. Чем больше и жестче требования, тем больше ребенок боится получить негативную оценку родителей. Эта негативная оценка влияет на то, получит он желаемое или нет. В итоге у него вырабатывается поведение, которое полностью зависит от мнения других людей. Он не может сам принимать решения и оценивать свои поступки.
Воспитание в школе
Процесс обучения, воспитания ребенка вне дома играет также важную роль в развитии личности. Как известно, такие заболевания, как алкоголизм, наркомания, есть последствия неполноценного развития личности. Сегодня психологи точно установили некоторые критерии образования, обучения, которые помогают развивать полноценную, здоровую личность. Эти критерии всем хорошо известны и звучат как очевидные истины, но до сих пор немало педагогов и воспитателей, которые ими пренебрегают.
Следует помнить эти критерии и с их учетом корректировать процесс обучения.
-
Не бывает двух одинаковых детей. Эта уникальность выражается в определенном наборе качеств, черт характера, интересах и мировосприятии. Получая новую информацию от учителя, каждый ребенок поймет ее по-своему. Он словно пропускает ее через свой фильтр, окрашивая в свой собственный цвет. Он эту информацию преобразует и использует уже в новой форме. Учитель должен это учитывать и не отвергать точку зрения ребенка, позволять ему формировать собственное мнение, а не требовать безоговорочного соответствия установленным стандартам. Педагог, так же как и родитель, должен уметь принять ребенка таким, какой он есть, не отвергая его «негативную» сторону. В противном случае ребенок лишается гармонии, нарушается развитие личности.
-
Ребенок 6–10 лет гораздо лучше усваивает информацию, которая отвечает его интересам, потребностям, возможностям, когда он может использовать свой личный опыт и получать новый, проводя эксперименты. Казалось бы, тот факт, что ребенок гораздо лучше усваивает информацию, которая ему интересна, ни у кого не вызывает сомнений. Но до сих пор в процессе обучения интересы ребенка часто не учитываются и расцениваются как препятствие, которое мешает усвоению новой информации. Преподаватель, часто не вникая в интересы детей, как некий механизм стремится уместить в их головы определенную информацию, не давая пояснений, зачем она им нужна и чем может быть интересна. И ребенок пропускает ее мимо себя.
-
Не стоит забывать, что каждый ребенок имеет свою скорость усвоения информации, у каждого свой личный опыт, который на это влияет. В раннем школьном возрасте следует оценивать усилия, старания ребенка в освоении какого-то нового навыка, а не сам факт и качество его освоения. Также большое значение в обучении имеет возможность использовать свой опыт и получать новый не со слов учителя, а на практике. Ведь по сути обучение – это и есть накопление опыта, его обогащение, получение и совершенствование навыков. Поэтому, начиная обучение в школе, преподаватель должен знать о тех навыках, которыми обладает каждый подопечный ребенок. Знать о них и на их базе строить обучение, обогащать их, а не отвергать.
-
Эксперименты, желание попробовать все сделать самому, испытать на себе – естественная потребность детей. Так они познают мир, получают необходимый опыт, учатся принимать решения, раскрывают индивидуальность и приобретают важные черты личности. Это важно и для их социальной адаптации.
Все эти очевидные и, как ни кажется на первый взгляд, незначительные аспекты в обучении и воспитании имеют большое значение в формировании личности. Упуская что-то из этого, человек теряет самостоятельность, самобытность и другие важные качества. В процессе взросления они превращаются в существенный дефект личности и нередко приводят к появлению зависимости.
Чтобы ребенок вырос здоровой, полноценной личностью, чтобы максимально снизить риск заболевания алкоголизмом или наркоманией, родителям рекомендуется выбирать те образовательные учреждения, где придерживаются личностно-ориентированного метода воспитания и обучения. Многие детские психологи признают, что сегодня традиционная советская система обучения теряет свою силу, поскольку ее задачей было сформировать определенный, советский тип человека, который будет винтиком одной большой тоталитарной системы. В сегодняшних реалиях такой ребенок не сможет жить полноценной жизнью и, имея зависимое поведение, вероятно, будет страдать от алкоголя или наркотиков.