Вы находитесь:
Верно Неверно
Звонок по России бесплатный
8 800 550 1524

Статьи

Лекции 1015

Химическая зависимость и мышление

Химически зависимый человек оказывает своей пагубной привычкой непосредственное влияние на свое мышление. Так, применение психоактивного вещества негативно влияет на абсолютное большинство частей психики и мыслительная часть – не исключение. В частности исчезает способность мыслить абстрактно – уже становится невозможно независимо взглянуть на сложившуюся ситуацию, нормально проанализировать её. Пропадает умение логично размышлять – в этом случае характерно появление мифинизированного мышления. Тут уже человек располагает не логическими мыслями, а руководствуется верованиями, мыслит «лозунгами», собственная логика больше сопоставима с детской, и уж не как со взрослой.

Химическая зависимость и мышление

Характерной является зацикленность (поворотные мысли), мышление характеризуется хаотичностью, путаностью. Взгляд на жизнь приобретает ригидный оттенок. Также характерным изменением бывает постоянное фантазирование, общение с кем-то в собственной голове. Присутствует повышение склонности негативно мыслить и видеть во всех событиях, людях, поступках только плохое.Человеку, который страдает химической зависимостью и имеет выше характеризованное мышление, фактически нереально остановиться и перестать употреблять. Ведь у него абсолютно нарушено мышление, а как следствие отсутствует способность увидеть свою проблему. Невозможным для него становится логичный анализ ситуации, вместо этого зависимый отправляет проблему в мифологическую плоскость. Для него характерны постоянные навязчивые мысли об употреблении. Взгляды его на применение/употребление невозможно изменить. В голове такого человека настоящий хаос, именно поэтому вместо того, чтобы решать проблему, ему легче фантазировать о возможностях её решения. А если точнее, он просто не способен адекватно её решить.

Если все-таки зависимому посчастливилось остановиться, такие сложные изменения в осмысливании не дают возможности жить полной жизнью и получить от нее удовольствие. А все потому, что он не имеет способности решить любую задачу жизни, трудности постоянно накапливаются, нарушенное мышление ведет к аккумуляции стрессовых ситуаций, а также негативным эмоциям. Как следствие, страдает самооценка.

Мыслительный процесс

Процесс мышления представляет собой реальную оценку и анализ ситуации, синтезирование выводов на основе фактов. Осмысливание имеет такие этапы – автоматический и осознанный. Автоматический – это уровень, на котором индивид стандартно мыслит. Подобное мышление полностью соответствует общепринятым стандартам. Мышление осознанное – такому процессу характерна логика, творчество, объективный анализ. Оно происходит независимо от ранее принятых, привычных шаблонов.

Таким образом, процесс мышления разделяется на составляющие:

  • Этап оценки.

  • Этап анализа.

  • Этап синтеза.

Для первого характерно подготовительное оценивание ситуации. Данный этап включает: сбор непредвзятой информации о ситуации. Когда мышление нарушено, происходит неправильное, искаженное восприятие честной информации, на которую влияют психологические защиты. Вот к примеру алкогольная или наркотическая проблема. Вследствие действия защитного отрицания человек не способен увидеть проблему в собственной зависимости, а значит не желает и не будет её решать. Обязательным условием, которое поможет непредвзято видеть реалии собственной жизни, – это работа с духовной стеной или защитой.

На втором этапе происходит анализирование полученной информации. При этом происходит логический анализ полученных данных, также они обрабатываются по нормальному алгоритму. Нарушениями на данном этапе являются: анализирование при помощи и на основе общепринятых порядков, то есть автоматический анализ. Полное отсутствие возможностей логично мыслить в полной мере, эмоции оказывают давление на все процессы анализирования. Отсутствует способность абстрактно воспринимать положение. Результатом такого нарушения становится неспособность к анализированию проблемы зависимости. Такая особа видит проблему абсолютно не там, где она есть. Человек уверен, что основная проблема в злоупотреблении, но точно не личностности. Он не имеет способности понять, что употребление – это лишь результат личностных проблем. Также обязательным условием является логическое восприятие, разграничение чувственного оценивания и умственного анализирования. Необходимо уметь воспринимать ситуацию отстраненно.

Последний этап – умозаключения. На данном этапе мыслительного процесса, основываясь на анализированных данных, есть возможность принять решение, сделать выводы. Среди изменений данного этапа примечательными есть: невозможность обобщать, мотивация способна влиять на процесс обобщения (решается лишь то, что желанно, а не то, что логично необходимо решать). В результате подобного нарушения, зависимый теряет способность принимать решения, в том числе о том, чтобы выздороветь. Не может планировать собственное выздоровление, а также придерживаться составленного плана, менять его по необходимости.

Ошибки мышления

В мыслительном процессе встречаются ошибки. Их отличительной характеристикой являются приобретенные по жизни (в основном в детстве) ложные методы оценивания действительности, анализа, синтеза и другое. Эти отступления способны вмешаться в объективную оценку реальности. Также они не позволяют делать выводы, а как результат приводят к плохим последствиям, эмоциональному негативу, да и просто мешают нормальной жизни.

Долженствования. В данном случае мир воспринимается в таком ключе: «я, другие люди, ситуация, весь мир обязаны». Мышление человека в таком стиле привязывает к себе обязанность, то есть только так и не иначе все должно происходить. Хотя на самом деле мир многогранен, и пользуясь такой «обязанностью» или вынуждением (полностью отсутствует способность видеть и принимать другие варианты), человек не имеет способности адекватно реагировать на всех и все окружающее. Такое положение вещей вызывает негативную эмоциональность, неправильность в действиях. Также людей с подобной проблемой не обойдут стороной напряженность и проблемы по жизни. Ярлыки обязательности: «необходимо, должен, обязан, надо, вынужден и тому подобные». Примером таких ярлыков для зависимого являются фразы такого типа: «если мне нехорошо, я обязан принять/употребить». А как следствие идет употребление, которого, по мнению человека, невозможно избежать. Обязанность, которая мешает выздоровлению: «я обязан бросить и так». Обязательность в трезвом состоянии звучит следующим образом: «люди не обязаны вести себя не правильно», а как результат конфликты и злость. Разрешить такую обязанность поможет мышление другого типа. Для него характерно: «я, другие люди, ситуации, окружающий мир могут...» Такое обдумывание способно учесть всевозможные другие варианты. Результатом этого есть возможность человека нормально прореагировать на происшествия, что происходят не совсем так, как это предполагалось или хотелось. «Мне нехорошо, однако я способен не принимать, а разрешить свои трудности иным способом». «Некоторые люди способны себя вести неправильно, а я могу прореагировать нормально или вообще не проявить никакой реакции».

Ужастификация. Мысли типа «Это ужасно…» ведут к переоцениванию действительности. Результатом этого становится психическое напряжение и неадекватные поступки. Человек с подобным мышлением все разделяет на: очень безрадостное/ужасное или нормальное. Других вариантов быть не может. Словарный запас личности переполнен фразами: «невыносимо, ужасно, очень горестно, слишком трудно» и тому подобными. Ужасифицирование при злоупотреблении: «Если я не принимаю, мое состояние непоправимо, я не способен это выдержать». Как результат, – длительный период употребления. Если ужасифицирование мешает выздоровлению, это звучит таким образом: «Процесс выздоровления слишком сложен (ужасен), я не способен его одолеть». Ужасифицированная трезвость будет говорить: «Происшедшее ужасно». Результатом этого становится эмоциональная натянутость. Адекватным ответом на чрезмерное ужасифицирование станет нормальная шкала оценки происходящего. В таком случае нормальным считается присутствие промежуточных суждений, кроме «ужасно» и «нормально». Характерная фраза: «Не употреблять/принимать сложно, но перенести это реально», «Произошедшее плохо, однако не смертельно».

Надмерное обобщение. Для данной ошибки характерно по отдельной части обстоятельства (человека, проблемы) делать вывод о ситуации (человеке, проблеме) в целом. Именно это считается надмерным обобщением. Примеры его: человек совершил негативный поступок, значит он абсолютно плохой (опираясь на одно действие, делается заключение о человеке). Нехорошее начало дня – автоматически такой весь день (лишь утро становится основанием для мнения обо всем дне). Человек обул не очень чистые туфли – он неряшлив (вывод следует из одной ситуации в один определенный момент времени).  Если особа употребляет/принимает, то надмерное обобщение будет проявляться в таком виде: «мне однажды удалось употребить/принять контролировано, а значит способен контролировать прием». Надмерное обобщение, которое мешает выздоровлению: «У меня не выходит определенная часть выздоровления, а это значит, я плохо выздоравливаю», «у меня не выйдет выздороветь, так как я не сдержался». Для избежания обобщения в трезвой реальности необходимо учится мыслить системно. Это проявляется в способности делать выводы об отдельной части, судя по ней. Вся ситуация в целом анализируется лишь после детального ее рассмотрения или большей части ее. «Плохой поступок человека значит лишь то, что в отдельной ситуации он повел себя нехорошо и ничего больше. И это не значит, что он плохой. Это понять возможно, лишь узнав ближе и увидев его поступки в иных случаях». «Нехорошее утро – это лишь начало дня, и это абсолютно не значит, что день станет такой же».

Мышление черно-белое. В данном случае человек способен видеть только позитив или негатив, и ничего другого. Состояния при таком осмысливании могут быть граничные: отчаяние, депрессия или эйфория. Ярлыки подобного мышления – это следующие слова: только, все, ничего. Употребляющий будет говорить: «Трезвость не приносит ничего позитивного», «Для меня все отлично, когда я употребляю». Такое мышление мешает выздороветь: «У меня ничегошеньки не выходит с выздоравливанием», «Лишь (община, сотрудники, необъяснимые силы) способны помочь мне», «Ничто не способно мне помочь», «У меня теперь все отлично». Черно-белое мышление в трезвом состоянии: «Ничего чудесного», «Ничего дурного», «Все отлично», «Все гадко». Эмоционально стабильная особа способна видеть во всем  и плюсы, и минусы. «Есть плохое, есть и хорошее».

Негативность. Наклонность различать исключительно негативные варианты развития событий. Ярлыки – «не, нет». «Я не смогу», «Это не получится». Следствием его становится апатия и остановка поиска решения, бездеяние. Употребляющий: «Я не способен получать позитивные эмоции не употребляя/принимая». Выздоровление и негативность: «До меня не доходит план». Альтернативным мышлением при негативизме есть противоположное ему – позитивное осмысливание. Оно направляется на возможные варианты разрешения проблемы... В данном случае существующая трудность превратится в цель: «Для меня необходимо, следует…», «Мне нужно искать решение», «Для прекращения употребления мне стоит научиться радоваться трезвости», «Мне стоит учиться выздоровлению», «Я лучше спрошу то, что мне не понять у того, кто знает».

Сверхатрибуция (присвоение причин). Ошибочным в данном мышлении является составление мнения по определенному признаку, в этом случае сразу делается вывод о причине. «Он сделал именно так, поскольку…», «Он накричал, а это значит, что у него негативное отношение ко мне». Такое проявление в злоупотреблении: «Я не способен отказаться, так как у меня нет силы воли». Также примерами сверхатрибуции, препятствующей выздоровлению: «Я сдерживаюсь неделю/месяц, а это значит, что я выздоровел», «Я не стремлюсь употребить и не думаю об этом, значит у меня все классно».  Эмоционально зрелый человек не будет делать вывод, опираясь на один поступок. В случае необходимости знать причину, он будет ее выяснять. «Мне не понять на самом деле, по какой причине человек сделал так», «Если он кричал на меня, этому можно найти много причин».

Нарушения мышления, памяти и потеря ситуационного контроля

Последствием выше сказанного становится изменение осмысления, памяти, человек теряет ситуативный контроль. В дело вступает эйфорическая память. Для нее характерно вспоминать и захватываться хорошими воспоминаниями о прошедших моментах употребления, которые принесли радость. Временная потеря памяти: в этом случае у зависимого абсолютно пропадают какие-либо воспоминания о плохих последствиях/результатах применения/употребления. Если это не касается употребления, то такие механизмы имеют позитивное влияние на мышление. Однако зависимый, у которого присутствуют такие эффекты, будет помнить лишь о хорошем в употреблении и напрочь вычеркнет из памяти плохое. Таким образом, употреблять он не перестанет. Чтобы не допустить появление таких эффектов, необходимо: выполнять спец задания по минувшему употреблению, слышать истории людей, которые выздоравливают, однако срывались. Также стоит напомнить себе о пагубных результатах употребления.

Так называемое временное «выключение» логического мышления имеет название – помутнение сознания. В этом случае человек срывается, а в дальнейшем не способен объяснить по какой причине. Если сознанием в полной мере владеют навязчивые мысли об употреблении и зависимый не в силах им противостоять, то это уже одержимость. Предупреждению таких явлений сопутствует: проделывание спецзаданий, которые направлены на обнаружение и исправление мысленных ошибок. Также отлично в этом случае поможет наука логичному мышлению на практике и придержание трезвости длительный срок.

Вытеснение характеризуется тотальным выбросом из памяти всего, что может напомнить о выздоровлении или зависимости. Это очень опасно ведь особа, вычеркнув из памяти передыдущий опыт, может снова начать употребление, ведь она просто не помнит о его последствиях. Для профилактики такого процесса необходимо напоминать себе о зависимости. Еще не лишним будет посещение собраний выздоравливающих, чтение литературы соответствующей тематики.

Исцеление мышления. Правило «ООО»

Нормальным является мыслительный процесс логичный, объективный, не имеющий ошибок, на него не влияет психологические защиты и т.д. Для изменения «больного» мышления стоит завести ежедневник самоанализа, провести анализ-планирование и т.д. Позитивное влияние дадут специальные упражнения, которые развивают практическую составляющую, и книги спецнаправления. Еще в этом случае станет полезным поговорить с людьми, которые обладают «нормальным» мышлением, подражание их методам осмысливания. На практике значительный результат дает правило «ООО» – Осознанность, Ответственность, Оценка. Первый компонент требует полного осознания мыслительного процесса. «Никто меня не принуждает думать, таким образом, это лишь следствие автоматического, шаблонного мышления, результат привычки». Второй – полный контроль и ответственность за мышление. Третий – оценка позитивного и негативного в таком мыслительном процессе, относительно конкретной ситуации.

Задание для самостоятельной работы:

  1. Вспомнить, каким образом проявлялись все выше перечисленные эффекты. Что на данном этапе можно сделать, во избежание проявления их в дальнейшем?

  2. Вспомнить моменты проявления ошибочного мышления. Каким образом следовало думать более правильно в те моменты?

  3. Что можно предпринять, чтобы исцелить собственное мышление сегодня?

Подписаться на еженедельную рассылку
Вам интересны специальные спец предложения и акции? Вы хотите получать только самую свежую информацию по лечению зависимости?
Зарегистрироваться
Быстрая регистрация Наш менеджер свяжется с Вами для совместного заполнения карточки клиники
TOP